«Создавая образ Михаила Бахтина в телеспектакле, он прочел практически все труды философа!» 

«Создавая образ Михаила Бахтина в телеспектакле, он прочел практически все труды философа!» 
«Создавая образ Михаила Бахтина в телеспектакле, он прочел практически все труды философа!» 
«Создавая образ Михаила Бахтина в телеспектакле, он прочел практически все труды философа!» 
«Создавая образ Михаила Бахтина в телеспектакле, он прочел практически все труды философа!» 
«Создавая образ Михаила Бахтина в телеспектакле, он прочел практически все труды философа!» 
«Создавая образ Михаила Бахтина в телеспектакле, он прочел практически все труды философа!» 
«Создавая образ Михаила Бахтина в телеспектакле, он прочел практически все труды философа!» 
«Создавая образ Михаила Бахтина в телеспектакле, он прочел практически все труды философа!» 
«Создавая образ Михаила Бахтина в телеспектакле, он прочел практически все труды философа!» 
«Создавая образ Михаила Бахтина в телеспектакле, он прочел практически все труды философа!» 
«Создавая образ Михаила Бахтина в телеспектакле, он прочел практически все труды философа!» 
Фото: stolica-s.su
Вячеслав Акашкин. Воспоминания друзей и коллег

Вечер памяти заслуженного артиста России и народного артиста Мордовии Вячеслава Павловича Акашкина прошел 20 сентября в Русском драматическом театре в день 80-летия со дня его рождения… Он сыграл на родной сцене множество разноплановых ролей в спектаклях «Иванов», «Забыть Герострата!», «Замок Броуди», «Король Лир»… Актер был любимым Дедом Морозом для нескольких поколений саранских малышей! У каждого из нас в памяти остался свой Вячеслав Акашкин, душевный человек и удивительный мастер сцены. Воспоминания его друзей и коллег записала Татьяна Михайлова.

В день рождения любимый артист снова был с нами! Друзья, коллеги и поклонники с интересом рассматривали выставку в фойе. В экспозиции были представлены документы актера из республиканского архива и краеведческого музея, фотографии из спектаклей, газетные вырезки. Трогали душу личные вещи – старенький телефон, записная книжка, грим, часы… Книга с дарственной надписью Сергея Юрского: «Слава, рад, что мы встретились и снова играли вместе!»

«Сценарий вечера написали молодые актеры. Репетировали в неурочное время, по ночам, — рассказал директор театра Андрей Ермолин. – Волнуюсь и переживаю за ребят. Пришло столько народу!» Молодежь начала представление с инсценировки песни Андрея Макаревича: «Заполнен зал, в котором было пусто…» И он действительно постепенно наполнялся энергетикой ушедшего 5 лет назад мастера. Звучали его воспоминания об актерской судьбе и ролях. На экране демонстрировались отрывки из документальных фильмов и спектаклей с участием артиста. Вот он накладывает грим, дает интервью, суетится на кухне… Об актере рассказали коллеги — Зинаида Павлова, Николай Большаков, режиссер Сергей Кузьмин…

Вячеслав Акашкина родился в крестьянской семье в селе Темяшево Старошайговского района. В детстве посещал драмкружок. В 1955 году поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Руководил «мордовским» курсом Борис Жуковский. «Они славились студенческими спектаклями, ставили пьесы Чехова и Арбузова, — рассказывает Василий Брыжинский, близкий друг и однокашник Акашкина. — Попав в Ленинград, простой деревенский мальчишка вошел в большое искусство через театр и литературу. Он очень любил книги! Кроме театральных спектаклей, играл потрясающие роли в постановках мордовского телевидения, в том числе на чистом литературном эрзянском языке. Акашкин очень серьезно относился к своей работе, хотя без видимого труда. Помню, спектакль уже на выпуске, а он не знает текста! Оказывается, Слава обладал природным даром постепенно входить в роли. Он был убедителен в любом образе. В моей памяти навсегда остались две роли – отца в «Замке Броуди» и Крутицкого в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты». Эти работы заставляли думать и после спектакля, что редко бывает. Помню, звоню утром: «Слава, не понимаю, что со мной случилось. Всю ночь не мог заснуть после твоего «Броуди!» Вообще, сравнивая драматургию советских лет с сегодняшней, понимаешь, что современное искусство сильно отстало. Смотришь спектакль и ничего из него не берешь…» После учебы Вячеслав Акашкин стал актером мордовского муздрамтеатра. Рассказывал, что поначалу его встретили не ласково, предложили мизерное жалованье… А он хотел быть востребованным, стремился много работать! В сердцах уехал в Армавир. Потом работал в театрах Кургана и Кемерово. В 1990 году Акашкин вернулся в Саранск уже сложившимся актером. Скоро всем стало понятно, что он лидер. «В то время была публика, воспитанная на высоком театральном искусстве, – вспоминает друг Сергей Бахмустов. — Во время войны в Саранск эвакуировали артистов из Москвы и Ленинграда. Сложилась великолепная труппа, начался театральный бум! За билетами — давка… Потом постепенно приезжие артисты вернулись в родные места, но у зрителей сохранилась любовь к театру и соответствующие ожидания от актеров. Акашкин соответствовал им в полной мере… Играл на саранской сцене с Людмилой Чурсиной, Людмилой Касаткиной. Иннокентий Смоктуновский предъявлял к партнерам по сцене чрезвычайно высокие требования, но с Акашкиным в спектакле «Иванов» они работали душа в душу. По накалу страстей были на равных! Самое большое впечатление на меня произвела роль Акашкина в спектакле «Замок Броуди». Там рассказывается о быстрых изменениях человека под влиянием внешних обстоятельств. Герой Акашкина на глазах зрителей превращался в своего антипода. Впечатление было до дрожи в теле… Вот как прошибало! Каждая сцена была как финишный рывок… Однажды мы встретились на Советской площади. Вячеслав Павлович был грустный, не в себе. «Иду после репетиции с молодыми артистами… Они же ходят в театр как на работу!» — сказал актер с душевной болью. А Вячеслав Павлович привык СЛУЖИТЬ ИСКУССТВУ. По образованию и начитанности он был русским интеллигентом в лучшем смысле этого слова. А в глубине души до последней капельки принадлежал своему народу. Он впитал основы мировой культуры и при этом остался ярким представителем мордовского народа. В этом смысле Вячеслава Акашкина можно сравнить только со Степаном Эрьзей. Это люди примерно одного типа, ими нужно гордиться!» Вячеслав Акашкин сыграл великого скульптора на сцене. «Чтобы дотянуться до роли гения, нужно самому быть культурным человеком», — говорил артист. Создавая образ Михаила Бахтина в телеспектакле, прочел практически все труды философа! По воспоминаниям режиссера Сергея Кузьмина, самую трогательную сцену объяснения с женой по техническим причинам пришлось снимать много раз и в каждом дубле мастер плакал… Вот так он работал! В свое время Кузьмин сделал Акашкина Дедом Морозом на новогодних представлениях. «Я не знал, как такому таланту предложить столь несерьезную роль, — рассказывает режиссер. — Говорю: «Слава, 20 минут позора и 15 тысяч в кармане!» Акашкин возмутился до глубины души: «Какой позор? Это же наш святой Николай Угодник!» И превратил роль в счастье для своей души, он был великолепным Дедом Морозом!» Паренек из мокшанского села сделал прекрасную карьеру. В 1975 году стал заслуженным артистом Мордовской АССР, в 1980-м – заслуженным артистом РСФСР, в 1996-м — народным артистом РМ…

Вячеслав Павлович был счастлив со своей женой Валентиной Николаевной. Их небольшая квартирка на улице Демократической всегда был открыта для гостей – актеров, музыкантов, журналистов… Он был щедрым и великодушным. По словам вдовы, в конце жизни артист сожалел, что не побывал в Париже. А еще душа болела по опустевшему родному селу Темяшево. «Домик Акашкиных сохранился, — говорит она. — Я часто бываю там. Наслаждаюсь прекрасной энергетикой …»

 
По теме
   Дети познакомились с творчеством «музыкального сказочника» и его замечательным произведением – оперой «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина.
1.jpg - ТФОМС 11-17 марта 2024 года Министерством здравоохранения Российской Федерации объявлено Неделей по борьбе с заражением и распространением хронического вирусного гепатита С. Гепатит С – это вирусное заболевание,
ТФОМС
zastavka - Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи 18 марта 2024 – десятый день рождения Крымской весны – юбилейный, праздничный день в новейшей истории России.
Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи