«Аритмия» — в этом мире не только «Мы»

«Аритмия» — в этом мире не только «Мы»
«Аритмия» — в этом мире не только «Мы»
«Аритмия» — в этом мире не только «Мы»
Фото: stolica-s.su
Николай Кандышев

kandyshev@stolica-s.su

© kinopoisk.ru О лучшем российском фильме 2017 года в рецензии кинокритик Николай Кандышев

Возможно до выхода нашумевшей «Матильды» подзаголовок преждевременный. Но шансов на то, что костюмированный и наверняка не такой страшный как малюет его Поклонская, фильм Алексея Учителя окажется выдающимся произведением невелики. «Аритмия» уже собрала достойное количество призов, в том числе гран-при и приз зрительских симпатий на «Кинотавре». Отдельные компетентные люди высказывались, что это лучшая российская картина последних лет. Если вести гамбурский счет, то это близко к истине.

Олег в исполнении великолепного Александра Яценко, работает врачом скорой помощи. В перерывах между сменами он проводит в кругу друзей и родных. Однажды во время одной из таких посиделок его жена Катя, восхитительная Ирина Горбачева, посредством СМС сообщает, что им необходимо развестись. Маховик тут же закрутился. Актерский дуэт получился выразительный, страстный и как вместе, так и порознь. Каждое появление героев дозировано. Но Саша Яценко все-таки несет большую нагрузку. Ведь ему предстоит сделать серьезную работу над собой. На работе он бог, спасает жизни и бескомпромиссен в вопросах морали. Ему неуютно в тесных рамках бюрократизма и невежества населения, с которыми приходится каждый раз сражаться. Результат этих схваток – чья-то спасенная жизнь. Для кого-то все, но для Кати мало. Хотя прекрасно понимаешь, что такой беззаветный труд должен быть в основе всего, любого общества и страны. Это осознает и Олег, говоря: «Я всю жизнь буду простым врачом скорой помощи!». Катя проницательный и глубокий персонаж и не менее важная несущая конструкция фильма дает понять, что ей наплевать на его карьерные перспективы. Гораздо важнее для героини уверенность в том, что с этим человеком рядом можно создать нечто долговечное. Одно дело талант, любовь, а совсем другое бытовая жизнь. Инфантильность, поражающая многих неординарных личностей, противоречит идеи заведения детей и построению семейного корабля. Процесс сложный и сопровождающийся личностным ростом и сменой ролей для Олега оказывается сложнее его каждодневной борьбы со смертью. Словно герой Алексея Иванова из романа

«Географ глобус пропил» — Виктор Служкин, он несет клеймо счастливого человека среди несчастных людей. Ты заряжаешься от него этой бескомпромиссной энергией как от атомного реактора, рискуя в любой момент взорваться или получить облучение. Пагубный эффект нивелируется за счет маленькой и убойной детали. Хлбеников в двух ключевых эпизодах картины, в несвойственной ему манере, вставляет песню группы «Валентин Стрыкало» «Наше лето». Она благодаря магии кино раскрывается, разбивая скорлупу фильма, являя нам восхитительного феникса. Поэтому самое близкое, что приходит на ум при сравнении «Аритмии» с другими экранными историями – это американский сериал «Клиника». Идеально вписавшая в себя две древнегреческих театральных парадигмы: трагедию и комедию, работа Билла Лоуренса провела анатомический разбор когнитивного призвания – врач, встроив это в современную американскую действительность. В «Аритмии» заокеанский взгляд сменился российским взором. Только приобрел несколько отличный угол, сохранив такой же пронзительный эффект.

Читайте также «Сколько мы, кинематографисты, ни делали острых социально-политических вещей про обстановку в России, ничего жестче проекта «Наша Russia» нет!» 9 октября 2017, 21:20

Известный режиссер Борис Хлебников — о цензуре, «лишних людях» и самом авторском российском телеканале ТНТ.

Показанная в кадре «чернуха» самая светлая из всех представленных доселе. За счет режиссеру это удалось? На протяжении всего фильма красной линией проходит надежда, любовь, вера в лучший исход, Но на пафос авторы не сбиваются. Каждый раз сталкивая нас любами с жесткой, абсолютно правдивой реальностью, они дают понять, что кажущиеся трудности, препоны и несправедливость легко взять под контроль. За счет чего лента способна реанимировать давно атрофированный патриотизм у самого «русофобского либерала». Такое не произойдет с «Время первых» или «11 панфиловцами» выхолощенными полотнами, имеющее опосредованное отношение к кинематографу. Беря за основу, реальную историю они выбрасывают оттуда всю конфликтологию и не удосуживаются перекинуть мост к нашей сегодняшней действительности. Хотя именно, этого как раз таки добиваются, уповая на воспитание патриотических чувств замшелым переносом на экраны страниц истории. Поэтом и куда более скромные вещи по бюджету и по именам в титрах выстреливают гораздо сильнее. Ведь часто приходится переживать за более слабых, питая произвольно возникающие симпатии к андердогам. Тем паче, если последние оказываются талантливее «мэтров». В этом году таки просто бум хороших российских андредогных картин. «Притяжение», «Нелюбовь», «Теснота», «Заложники» и наконец «Аритмия» — такого не было никогда! Зачастую думая об универсальности той или иной работы, являющейся одной из ключевых скреп кинематографа, ловишь себя на мысли: «Поймут ли ту или иную картину зрители, если

отключить звук?» Насколько такой критерий будет уместен по отношению к характеристике фильма? Ведь большую часть знаний о мире мы получаем через глаза. Так вот, считывая эмоции на лицах, следя за реакцией и поведением персонажей, сопоставляя полученные данные, можно понять, о чем фильм, не только не владея языком оригинала, но и даже не слушая речь. Ведь не зря кино на своей заре было немым? Вышеперечисленные ленты в полной мере способны на это. Каждая из этих работ – достойна и сделана на высоком уровне, твердо настаивая на своей примечательности и важности. Впрочем, норму по шлаку российские кинодеятели за счет «Защитников», «Анны Карениной» и «Крыма» тоже выполнили. Абсолютная несправедливость, что мусор у нас занимает гораздо больше места, чем отборные вещи. Благо хоть на международных фестивалях в отличие от большинства российских кинотеатров действует принцип фильтра, а не губки.

© kinopoisk.ru

К тому же в картине нет акцента на политике в ее широком понимании, как управлении государством. Она представлена гораздо тоньше и глубже чем в «Левиафане» и уж тем более пресловутом быковском «Дураке». Мы видим установившейся с приходом нового начальника службы скорой помощи (органичный Максим Лагашкин) модель, которую легко можно перенести на всю страну. Есть установка сверху и люди на месте ей безропотно подчиняются. Это дает результат, но страдает личность. Существует отдельная группа лиц, на которых возложена «миссия» управления этим спиралевидным «комбинатом». Ими будут поощрены конъюнктурщики, исполнители и «обезьянки-астронавты». Нонконформисты вроде героя Саши Яценко подвергнутся санкциям. Начальствующие могут заискивать, словно они поменяли точку зрения. Когда это вовсе не так. Управленцы ее изменят только, когда придет другая команда сверху. Ритм в такой «центрифуге» будет ровным и стабильным, только античеловеческим. Шанс же, коренных перемен возможен только при прогрессе и развитии отдельной личности. «Аритмия» имеет рецептуальную структуру, а не диагностическую. Авторы подсказывают, что есть вариант решения проблем, а не просто ставит перед нами факт их наличия. «Нелюбовь», «Левиафан» и «Елена» сканировали нас рентгеновским аппаратом, а «Аритмия» в соответствии со своим названием дает нам кардиограмму и сердечные капли. Хлебников дает нам четко понять: «Начните с себя!». Однако куда ценнее видит свет в конце туннеля или уметь прорваться сквозь пробку как делают герои Хлебникова, чем ограничиваться пессимистичной оценкой. Любую проблему можно решить!

Не факт, что мы приблизимся к ницшеанскому сверхчеловеку. Но хотя бы станем сильнее.

 
По теме
   Дети познакомились с творчеством «музыкального сказочника» и его замечательным произведением – оперой «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина.
Год колонии-поселения за 2 трупа: поставлена точка в деле бизнесмена Шкавера - Столица С Фото: УГИБДД по РМ Еще летом 2021 года саранский бизнесмен Иван Шкавер устроил смертельное ДТП в Лямбирском районе, и только в конце минувшего года завершилась судебная эпопея, связанная с этим делом,
Столица С
Один поворачивает, второй едет с превышением и обгоняет: кого суд признал виновным в ДТП? - Столица С Юрий Водопьянов. Фото: ОК.ру Верховный суд РМ оставил без удовлетворения апелляционную жалобу защитника, действующего в интересах осужденного 60-летнего жителя Саранска Юрия Водопьянова.
Столица С
1.jpg - ТФОМС 11-17 марта 2024 года Министерством здравоохранения Российской Федерации объявлено Неделей по борьбе с заражением и распространением хронического вирусного гепатита С. Гепатит С – это вирусное заболевание,
ТФОМС
zastavka - Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи 18 марта 2024 – десятый день рождения Крымской весны – юбилейный, праздничный день в новейшей истории России.
Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи